Тридцатые годы 20 века

13 ноября 1930 года приказом по "Сибирской фабрике Союзкино" создаётся "Съёмочная база хроники". В неё отряжаются 8 человек: заведующий, редактор-монтажёр, 2 оператора, 2 их помощника, монтажница по негативу, склейщица. Группе выделяется комната, несколько съёмочных камер. Осветительными приборами, обработкой кинопленки она обеспечивается из общефабричных ресурсов наряду с другими нуждами студии и, конечно, не в первую очередь. Задача хроникальной группы - производство киносюжетов для центрального "Союзкиножурнала" и ежемесячного выпуска местного журнала "Сибирь на экране".
В 1938 году пересматривают статус информационных киноподразделений в стране, "База" в Новосибирске становится не просто хроникальной киностудией, а "Новосибирской студией хроникально-документальных фильмов".
В военные годы в Новосибирск эвакуируются кинематографисты из Ленинграда, Киева, Одессы. С осени 1941-го Новосибирск, в сущности, становится кинематографической столицей страны. Выпуск местного журнала "Сибирь на экране" прекращается, и все хроникальные силы сосредотачиваются на производстве "Союзкиножурнала". В Новосибирск стекается фронтовая хроника, съёмки из самых разных мест страны, в том числе и в самой Сибири. Опытнейшие московские режиссёры И. Сеткина и Л. Фиделева монтируют из них еженедельные хроникально-публицистические выпуски, по которым страна следит за всеми важнейшими событиями фронта и тыла. Весной 1942-го, после разгрома немцев под Москвой, "Союзкиножурнал" возвращается в столицу. Возобновляется выпуск "Сибири на экране". Работа над ним осложняется тем, что основные кинематографические творческие и технические силы направляются, прежде всего, на создание технико-пропагандистских фильмов для нужд воюющей армии. И всё-таки журнал регулярно выходит.


50-70-е годы

Документальный кинематограф, особенно в его хроникальной части и периферийном исполнении, продолжал двигаться по накатанной десятилетиями колее. Как пропагандистское средство, он прямо и напористо призван был главным образом отражать успехи в текущей жизни. В 1961 году в главные редакторы пришёл опытный кинематографист, проработавший несколько лет в Иркутске и оказавшийся очень к месту в Новосибирске, Александр Викторович Розин. Съёмочные группы журнала "Сибирь на экране" всё чаще получают от главного редактора совет-пожелание подумать о предстоящей съёмке, поискать своё решение. Он подталкивает к показу события через его конкретных участников, чтобы была возможность рассмотреть его с разных сторон, услышать индивидуальную оценку события, понять мотивы его поведения. Прививается вкус и к журналам "тематическим". В 1964-ом почти четверть журналов именно такого рода, и интересно, что почти все они получают в Москве высшую оценку - "отлично". На рубеже 60-70-х возникает ряд интересных, замеченных зрителем и специалистами режиссёрских работ: "Рецензия" (мир театра глазами ребенка, Попова), "Жизнь и минуты" (портрет хирурга, Мордохович), "Д`Артаньян, Алёнка и Серёга" (клуб мушкетеров в Академгородке, Емельянов), "Боцман прокатного стана" (бригада металлургов, Гинзбург), "Этюды о математиках" (Академгородок, Мамонтова), "Президент сибирской науки" (академик Лаврентьев, Озолин). Но успехи единичны, а отвлечение сил на фильмы опускает уровень журналов. В 1975 году впервые за последние тридцать лет руководство творческим коллективом парторганы решили доверить творческому же лицу. Директором студии стала Алла Мамонтова.


80-90-е годы

Поток кинонаград, обрушившийся в этот период на Новосибирск, так стабилен и мощен, что в киноведческой литературе и прессе начинает мелькать термин "новосибирская школа кинодокументалистики". Благотворно сказывается на экране начатое в 1985 году оживление общественной жизни, получившее название "перестройка".
Снимается вызвавший немалый резонанс цикл картин о Чернобыле - "Чернобыль. Осень 86-го", "Чернобыльская богоматерь", "Зона полугласности"; серия фильмов о природе и истории Сибири - "Берег двух океанов", "Рассказы о тундре", "Николай Клюев. Последние страницы", "Запрещённые песенки".
В августе 1991 года произошел путч и последовавшие за ним революционные события и преобразования. Они встречены новосибирскими кинематографистами на ура. Хроникёры в первый же день путча собрались на свой митинг, где заклеймили путчистов, горячо поддержали ельцинистов и начали съёмки спецвыпуска о развернувшихся событиях, который моментально был готов к выходу на экран. В последовавших образованиях и преобразованиях выяснилось, что кино лишнее. Очень скоро обозначился и главный принцип нового кинобытия - реклама.


Новый век

Творческие успехи кино новой Сибири не менее значительны, чем в советский период. И любопытная складывается картина: чем больше усложняется и ужесточается жизнь сибирского кино, по крайней мере, новосибирского, тем выше его творческий рост.

Фото: Первомайская демонстрация
 
 
Фото: Оператор Б. Травкин
Адрес: г.Новосибирск, ул.Немировича-Данченко, 122
тел. (383) 346-12-10
тел. (383) 346-12-12

...........................................................................................................................
 
Фото: Киноархив
 
Фото: первый новосибирский кинооператор А. Сухомлинов
 
 
 
 
Фото: Первое здание киностудии
Фото: Ударные пятилетки 50х- 70х
Фото: звукорежиссер         В. Фололеев, кинооператор П. Сиднев
Фото: Новый век киносъемки
ГЛАВНАЯ          О СТУДИИ        ИСТОРИЯ         ФИЛЬМОТЕКА               КОНТАКТЫ              ПИСЬМО
2007  Разработка  Ldesign
Издательство «Приобские ведомости»
Hosted by uCoz